пятница, 25 марта 2016 г.

Лексическая тема "Перелетные птицы"

Дети должны знать:
- названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;
- понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
- куда улетают птицы, почему;
- называть части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
- голоса, повадки птиц, их жилье.
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
- Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
- Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
- Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
- Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
- Весной перелетные птицы возвращаются, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Упражнение «Назови ласково»
Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловуш­ка, шея — шейка, жаворонок ~ жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушкаутка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка.



Упражнение «Назови птенца»
Грач — грачонок — грачата, аист — аистёнок — аистята, стриж — стрижёнок — стрижата, журавль — журавлёнок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, ё скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь - гусенок — гусята.
Упражнение «Назови какая стая?»
 Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — ... , стая уток —...,... грачей — ..., соловьев —....
Упражнение «Один - много»
Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — сквор­цов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гу­си — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки
- ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — ку­кушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Упражнение  "Кто как голос подает?"
Ласточка — щебечет, грач — кричит «гра», соловей — заливается, свистит, щелкает, кукушка — кукует, журавль — курлычет, жаворонок — звенит,
Упражнение  «Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай)1, ласточка, кукушка, соловей, синица (кукуш­ка)', петух, индюк, курица, ворона (ворона)', журавль, аист, цапля, грач (грач).

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»
1) кто это;
2) какая это птица (перелетная, зимующая);
3)   внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
4)  чем питается;

5)   как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

1 комментарий: